Драконовские законы (меры, наказания)Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в. до н. э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала смертная казнь, которой карался, например, такой проступок, как кража овощей. Существовало предание, что законы эти были написаны кровью (Плутарх, Солон). В литературной речи выражения «драконовские законы», «драконовские меры, наказания» укрепились в значении суровых, жестоких законов.
Дом построить на пескеВыражение возникло из евангельской притчи о "человеке безрассудном", построившим "дом свой на песке". Вскоре, когда пошел дождь и подул ветер, дом разрушился ( Матф., 7,26-27). Выражение это употребляется, когда говориться о чем-нибудь непрочном, непостоянном.
Держать порох сухимВыражение употребляется в значении: быть предусмотрительным, соблюдать меры предосторожности, быть готовым к бою. Приписывается деятелю английской революции XVII-го века Оливеру Кромвелю (1599-1658), сказавшему своим войскам, когда они должны были форсировать реку:" Уповайте на бога, но порох держите сухим".
Драконово семя (семя раздора)Древнегреческий миф повествует о том, как фиванский царь Кадм убил дракона, охранявшего Кастальский ключ. Афина велела вырвать зубы дракона и посеять их. Кадм сделал, что повелела богиня, и тотчас из зубов дракона вырос целый отряд вооруженных воинов, которые вступили в междуусобный бой и умертвили друг друга. Из этой легенды родилось выражение "драконово семя" - т.е. семя раздора
Деньги не пахнутВыражение возникло из слов римского императора (69 — 79 гг. н. э.) Веспасиана, сказанных им, как передает в его жизнеописании Светоний, по следующему поводу. Когда сын Веспасиана Тит упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу первые деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они. На отрицательный ответ Тита Веспасиан сказал: «И все-таки они из мочи». К словам Веспасиана восходит стих 14-й сатиры Ювенала: «Запах дохода хорош, каково бы ни было его происхождение»
Другое ЯВыражение , означающее: ближайший друг, принадлежит, как указывает Диоген Лаэртский, греческому философу-стоику Зенону. Однако александрийский философ Порфирий в "Жизнеописанияи Пифагора" приписывает это выражение последнему. Часто цитируется в латинской форме: Alter ego. Употребляется иногда в значении: подобный, сходный.
ДианаВ римской мифологии Диана - богиня луны, покровительница охоты и женского целомудрия. Переносно, в поэтической речи: луна; строгая девственница.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
» Ю ( Крылатые выражения )
Юпитер, ты сердишься,— значит, ты не прав Обращение Прометея к Зевсу (Юпитеру): «Ты берешься за молнию вместо ответа,— значит, ты не прав». Выражение употребляется в тех случаях, когда кто-нибудь сердится в споре, выдавая этим свою неправоту. Юдоль плача Выражение из библии (Псал., 83, 7);
» Ц ( Крылатые выражения )
Цербер В греческой и римской мифологии - Цербер- чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство. Отсюда слово "Цербер" употребляется в значении: "злой, свирепый надсмотрщик" Циклопы. Циклопические постройки В греческой мифологии Циклопы- три одноглазых великана.
» Ф ( Крылатые выражения )
Фемида. Весы Фемиды. Слуги Фемиды В греческой мифологии Фемида - богиня правосудия. Изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с мечом и весами в руках. Иносказательно: Фемида - правосудие, закон; весы Фемиды - символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды - слуги закона, судьи Феникс.
» Н ( Крылатые выражения )
Нарцисс. Самовлюбленный, как Нарцисс В греческой мифологии Нарцисс- прекрасный юноша, сын речного бога Кефисса. Увидев свое отражение в воде, он влюбился в собственное отражение в воде (отсюда выражение “самовлюбленный Нарцисс”) и умер с тоски. По одному из вариантов мифа, Нарцисс отверг любовь
» К ( Крылатые выражения )
Карфаген должен быть разрушен Фраза, которой, как рассказывает Плутарх , заканчивал каждую свою речь в сенате римский полководец и государственный деятель Катон Старший (234 — 149 гг. до н. э.), непримиримый враг Карфагена. Об этом же рассказывают Тит Ливии, Цицерон и др. Выражение это стало