Уломский гвоздь (Новгор. губ., Черепов. уезда, село Улома, где все кузнецы, гвоздари).
Тихвинцы - свято место, где тихвинца нет.
Крещане (Крестцы) - лапотники. Кирилловцы - кашехлебы.
Белозерцы - белозерские снетки.
Кирилловский поклон девяти пяденей с хвостом (монаст.).
Демьянцы - горшечники; по гаршки!
Валдайские горы да любанские воры. Колокольники.
Молодец, купи баранок, да хороших каких - а поцелуй впридачу.
Город Боровичи - гам-город.
Боровичане - волнушечники, водохлебы.
Боровичане - луковники. Луку, луку зеленого.
От Волока до Утки шел трои сутки (три версты).
Старорусцы - лошадь съели да в Новгород писали, чтоб еще прислали.
Псковичи - капустники, мякинники, ершееды.
Пронеси бог Княжий мост да Михайлов погост (Пск. губ.; мост и погост этот в топях, где некогда много было разбоев).
Торопчане - табатеры.
Торопчане - египчане (египтяне?).
Торопчане: поляки с пушками, а мы с клюшками (осада Серг. лавры при Самозванце).
Хоцу - вскоцу, не хоцу - не вскоцу (в старину невеста говорила: хочу - вскочу и, соглашаясь идти замуж, прыгала через положенный кругом пояс или в наставленную юбку).
Олянщина - воровщина (озеро, Псковской губ.).
Порховцы - толоконники.
Тверитяне - ряпушники. Забегай, забегай! - А что? - Не видишь, куница бежит! - Это собака с Клементьева двора. - Ну, так пускай себе.
Тверитяне вприглядку с сахаром чай пьют. Цуканы.
Проедешь Погорелец и Кушалино - ступай смело до Москвы.
Кушали (Твер. уезд, с. Кушалино) - бердники, частобаи.
Кушалинские крестьянки - тонкопряхи.
Осташи - ершееды, сапожники, золотошвеи; волчьи объедки.
Селигерцы (Тверск.) - ершееды.
Кимряки - сычужники (Кимры. Твер. губ., Корчев.
у.; от блюда: свиной сычуг с кашей).
Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.
Кимряки - летом штукатуры, зимой чеботари.
Города Коростеня, владения Ольгина, народ кривичи.
Новоторы - воры (говорят осташи, которым отвечают): и осташи хороши.
Воры - новоторы, и осташи - хороши, а свято то место, где тихвинца нет.
Ржевцы: ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили.
Старичане: Старица - дегтярница. Мазилку потеряли, да за Нов за ней ворочались.
Возьми сорок алтын! «Сороцы не сороцы, а меньше рубля не отдам».
Старичане - петуха встречали с хлебом-солью.
Пришел грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперек о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это - индейский петух.
Кашинцы - водохлебы (т. е. чайники).
Кашинцы - собаку за волка убили да деньги заплатили.
Калязинцы - свинью за бобра купили; собаку за волка купили.
У нашего Макарьи по три деньги Натальи, а грош дай, любую выбирай.
Калязинцы, угличане, вологжане - толоконники.
Семендяевщина - булочник да колбасник, пряничник да пирожник (Твер. губ., Каляз. у.).
Бежечане - колокольню рожком подбили (т. е. встряхивая табак в рожке. Это присловье дается, впрочем, разным уроженцам).
Зубчане - таракана на канате на Волгу поить водили.
Ты чей молодеч? - Зубчевский купеч. - А где был? - В Москву по миру ходил.
Зубчане - волочане, приходили к нам (ржевцам) за щами; мы щей не дали, взашей прогнали.
* * *
У нас (во Владимире) много угодья: от Москвы два девяносто да из Клязьмы воду пей.
Владимирцы - каменщики; клюковники. По клюкву, по ягоду клюкву!
Наши холопы каменницы (стар. ростовцы владимирцам).
Собирались кулики, на болоте сидючи, - они суздальцы и володимирцы (из песни).
Владимир: деревянные печи, золотые ворота, железные церкви (деревян. печь была в архиерейск. доме Успенск. собора; золотые ворота известны; железная церковь была у Рождеств. монастыря).
Владимирцы: и наши молодцы (как вологодские) ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. Стерлядники.
Во Владимире и лапшу топором крошат (обычай этот держится только в вольных, т. е. казенных, деревнях).
Суздальцы - богомазы. Георгия замест Пятницы (св. Параскевии) променяли (образа не продают, а меняют).
В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться. Суздальцы - сальники.
Муромцы - святогоны (изгнали в XIII в. епископа св. Василия). Вертячие бобы; рогатые орехи; калачники.
Шуяне: кабы мне крепкого мыльца. Беса в солдаты отдали.
Шуйский плут хоть кого впряжет в хомут; в Питере бывал, на полу сыпал, и то не упал.
Юрьевцы - китаешники.
Ковровцы - офени, коробейники, проходимцы; картавые (за офенский язык).
Онтуфьевцы - мынки (Переясл. уезд. Они говорят «мынь» вместо «мол», «дескать»).
Кижила (Переясл. у.) из ума вон выжила. Кижане золотую грамоту просили.
Лыченцы (Переясл. у.) - телятники.
Ярославль городок - Москвы уголок (это говорится о многих других городах).
Ярославцы: красавцы, белотельцы, песенники, запевалы, чистоплюи. Пуд мыла извели, а родимого пятнышка у сестры не смыли.
Конфетчики, кукушкины детки (мужики мало дома живут). Спаса на воротах продали.
Сказывают, что в вашем Ростовском государстве Ростовское озеро сгорело.
У нас-ти в Ростове, чесноку-ти, луку-ти, а навоз-ти все коневий. Огородники, птичники, каплунники. Ростовский каплун.
Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.
Вот, парья (парни), наш царь: шильце в руках и щетинка в зубах; звоните в била, клепала (галичане о ростовцах).
Пошехонцы - слепороды: в трех соснах заплутались. За семь верст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? ан это у меня в носу. Ноги под столом перепутали. С краю не ложатся, а все в середину (о пошехонцах Яросл. и галичанах Костр. рассказывают много в этом роде, о чем издана целая книжка, впрочем, подражание немецкой, о швабах).
Угличане: небось, небось, батька, ведь это не наше (отец с сыном пошли воровать: отец трусил, сын его ободрял).
Толокном Волгу замесили (или: перепрудили; говорится также о вологжанах и др.).
Романовцы - схорони концы. Барана в зыбке закачали (украв, спеленали и положили в зыбку, чтобы спрятать). Вот вам правая рука, даю через милое дитя, да коли я украл, то и ему бы на ноже поторчать.
В Романовщине (Ром. околоток, того же уезда, мелкопоместный) столько барских дворов, сколько у зайца ломов (т. е. прыжков).
Даниловцы - любимые ловцы, невыдавцы. Кошкодавы: кошку не купили, а на базаре задавили.
Всесвятская кашица, по три деньги аршин.
Любимцы - козу пряником кормили. Водохлебы.
Не учи козу, сама стянет с возу, а пречиста рука все причистит. Двенадцатый час, а матушка с миру не бывала (т. е. со сходки; мужики все в заработках, а бабы в десятских).
Мологжане - коноводы (т. е. управляют коноводками по Волге).
Рыбинцы: у девушки родимое пятнышко смывали, нарочно баню топили.
Сицкарь с топором, что казак с конем (на р. Сити; Яросл. Мол.).