Царь Тарквиний Гордый, изгнанный из Рима, сказал, что он научился отличать истинных друзей от ложных только теперь, когда уже не в силах воздать по заслугам ни одним, ни другим.
По ЦицеронуПолководец Маний Курий, когда варил на своем очаге репу, явившимся к нему с золотом самнитам ответил: «Я предпочитаю пользоваться глиняной посудой и властвовать над теми, кто имеет золотую».
По Луцию АмпелиюСципион Старший, встретившись с Ганнибалом в Сирии после его изгнания из Карфагена, спросил, кого он считает лучшим вождем. Ганнибал ответил: «Александра Македонского». – «А вторым после Александра?» – «Пирра, царя Эпира». Сципион еще раз спросил его, кому же он отдает третье место? Ганнибал ответил: «Себе». Сципион, засмеявшись, сказал: «На какое же место ты бы, Ганнибал, поставил себя, если бы не был мною побежден?» – «Тогда я поставил бы себя выше Александра».
По Аппиану АлександрийскомуКогда лузитане заявили Тиберию Гракху, что у них продовольствия на десять лет и потому они не боятся осады, Гракх сказал: «Значит, я вас покорю в одиннадцатом году». Устрашенные лузитане сдались.
По Юлию ФронтинуКогда Публий Корнелий, считавшийся человеком жадным и вороватым, однако же храбрецом и хорошим полководцем, благодарил Г. Фабриция за то, что тот, его враг, выдвинул его в консулы, да еще во время большой и тяжелой войны, Фабриций сказал: «Нечего тебе меня благодарить, просто я предпочел быть ограбленным, чем проданным в рабство».
По ЦицеронуОдин из молодых трибунов спросил полководца Цецилия Метелла, каковы его замыслы. Тот ответил: «Если бы их знала хотя бы моя рубаха, я бы тут же бросил ее в огонь».
По ПлутархуОднажды в сенате обсуждалось какое-то важное дело. Мать мальчика Папирия, который был со своим отцом на заседании сената, стала расспрашивать сына, чем занимались сенаторы. Мальчик ответил, что дело держится в строгом секрете. Она стала приставать к нему все настойчивее. Тогда мальчик сказал: «В сенате обсуждалось, что больше пользы принесет государству: если один муж будет иметь двух жен или если одна женщина выйдет замуж за двоих мужей».
На другой день в сенат явилась толпа матерей семейств; плача и стеная, они молили, чтобы одна женщина выходила замуж за двух мужчин, а не один женился на двух. После этого случая сенаторы постановили, чтобы впредь сыновья не ходили с отцами в курию, кроме одного Папирия.
История, рассказанная в одной из речей Катона СтаршегоНекий римлянин, разводясь с женой и слыша порицания друзей, которые твердили ему: «Разве она не целомудренна? Или не хороша собой? Или бесплодна?» – выставил вперед ногу, обутую в башмак, и сказал: «Разве он нехорош? Или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу?»
ПлутархКатон Старший изгнал из сената Манилия за то, что тот среди бела дня, в присутствии дочери, поцеловал жену. Сам же Катон, по его словам, лишь во время сильной грозы позволял жене обнимать его, и шутливо замечал, что бывает счастлив, когда гремят грозы.
По ПлутархуКонсул Луций Муммий был настолько невежествен, что, когда по взятии Коринфа грузил для отправки в Италию картины и статуи, выполненные руками величайших мастеров, он велел предупредить сопровождающих, что если они их потеряют, то должны будут вернуть новые.
По рассказу Веллея ПатеркулаПублий, видя Муция, весьма недоброжелательного человека, более грустным, чем обыкновенно, сказал: «Или с Муцием случилось что-нибудь неприятное, или, не знаю с кем, – что-либо хорошее».
По МакробиюКакой-то неразумный человек, не узнав Марка Катона [Младшего], побил его в бане: сознательно никто не поднял бы руку обидеть такого мужа! Когда впоследствии этот человек пришел просить прощения, Катон ответил: «Я не помню, чтобы меня побили».
По рассказу СенекиОднажды, когда Помпею нужно было срочно отплыть в Рим, поднялась буря, и кормчие не решались сняться с якоря. Тогда Помпей первым взошел на борт корабля и, приказав отдать якорь, воскликнул: «Плыть необходимо, жить нет необходимости!»
По ПлутархуВо время гражданской войны, при высадке в Африке, Цезарь оступился, сходя с корабля. Но он и это обратил в хорошее предзнаменование, воскликнув: «Ты в моих руках, Африка!»
По СветониюКак-то раз Марк Антоний удил рыбу, клев был плохой, и Антоний огорчался, оттого что Клеопатра сидела рядом и была свидетельницей его неудачи. Тогда он велел рыбакам незаметно подплывать под водою и насаживать добычу ему на крючок и так вытащил две или три рыбы. Египтянка угадала его хитрость, но прикинулась изумленной, рассказывала об этом замечательном лове друзьям и приглашала их поглядеть, что будет на другой день. Назавтра лодки были полны народу. Антоний закинул лесу, и тут Клеопатра велела одному из своих людей нырнуть и, упредив рыбаков Антония, потихоньку насадить на крючок понтийскую вяленую рыбу. В уверенности, что снасть не пуста, Антоний вытянул лесу, и под общий хохот Клеопатра промолвила: «Удочки, император, оставь нам, государям фаросским и канопским. Твой улов – города, цари и материки».
По ПлутархуЦицерон после развода с женой ответил решительным отказом на уговоры жениться еще раз, заявив, что он не в состоянии равно заботиться и о жене и о философии.
По Иерониму Стридонскому