Авторизация
 

Ницше » Цитаты известных людей


Моя любовь вызывает страх, она столь взыскательна! Я не могу любить, не веря в то, что любимый мною человек предназначен совершить нечто бессмертное. А он догадывается, во что я верю, чего я - требую!

***

Гордость внушает злополучно влюбленному, что возлюбленная его нисколько не заслуживает того, чтобы быть любимой им. Но более высокая гордость говорит ему: Никто не заслуживает того, чтобы быть любимым, - ты лишь недостаточно любишь ее!

***

Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.

***

Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.

***

Жертвы, которые мы приносим, доказывают лишь, сколь незначительной делается для нас любая другая вещь, когда мы любим нечто.

***

Немного раздражения вначале и - и вслед за этим большая любовь? Так от трения спички происходит взрыв.

***

Дать своему аффекту имя - значит уже сделать шаг за пределы аффекта. Глубочайшая любовь, например, не умеет назвать себя и, вероятно, задается вопросом: не есть ли я ненависть?.

***

Любовь к жизни - это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности.

***

Любовь - плод послушания: но расположение полов часто оказывается между плодом и корнем, а плод самой любви - свобода.

***

Безусловная любовь включает также и страстное желание быть истязуемым: тогда она изживается вопреки самой себе, и из готовности отдаться превращается под конец даже в желание самоуничтожения: Утони в этом море!

***

Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви.

***

Предупреждать легкие возражения читателя - неучтиво и неблагоразумно. Большой учтивостью и большим благоразумием было бы - предоставить читателю самому высказать последнюю квинтэссенцию нашей мудрости.

***

Такт хорошего прозаика в том, чтобы вплотную подступиться к поэзии, но никогда не переступать черты. Без тончайшего чувства и одаренности в самом поэтическом невозможно обладать этим тактом.

***

Чем абстрактней истина, которую намереваешься преподать, тем ревностнее следует совращать к ней чувства.

***

Стиль должен доказывать, что веришь в свои мысли и не только мыслишь их, но и ощущаешь.

***

Осторожно с периодами! Право на периоды дано лишь тем людям, которым и в речи свойственно долгое дыхание. Для большинства период - это вычурность.

***

Богатство жизни выдает себя через богатство жестов. Нужно учиться ощущать все - длину и краткость предложения, пунктуацию, выбор слов, паузы, последовательность аргументов - как жесты.

***

Поскольку пишущему недостает множества средств исполнителя, ему надлежит в общем запастись неким образцом весьма выразительного способа исполнения: отражение этого, написанное, неизбежно окажется уже намного более блеклым (и для тебя более естественным).

***

Прежде чем быть вправе писать, следует точно знать: это я высказал бы и испортил бы таким-то и таким-то образом. Писание должно быть только подражанием.

***

Стиль должен всякий раз быть соразмерным тебе относительно вполне определенной личности, которой ты хочешь довериться. (Закон двойного соотношения.)

***

Первое, что необходимо здесь, есть жизнь: стиль должен жить.

***

Наиболее вразумительным в языке является не слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, - короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть, все то, что не может быть написано. Посему никаких дел с писательщиной.

***

В современной музыке дано звучащее единство религии и чувственности и, стало быть, больше женщины, чем когда-либо в прежней музыке.

***

Если бы богине Музыке вздумалось говорить не тонами, а словами, то пришлось бы заткнуть себе уши.

***

Лишь теперь брезжит человеку, что музыка - это символический язык аффектов: а впоследствии научатся еще отчетливо узнавать систему влечений музыканта из его музыки. Он, должно быть, и не подозревал, что выдает себя тем самым. Такова невинность этих добровольных признаний, в противоположность всем литературным произведениям.

***

Вы сказали мне, что есть тон и что слух: но что за дело до этого музыканту? Объяснили ли вы тем самым музыку или же опровергли?

***

Видеть в Гамлете вершину человеческого духа - по мне это значит скромничать в отношении духа и вершины. Прежде всего это неудавшееся произведение: его автор, пожалуй, смеясь, согласился бы со мной, скажи я ему это в лицо.

***

Фауст, трагедия познания? В самом деле? Я смеюсь над Фаустом.

***

Герой радостен - это ускользало до сих пор от сочинителей трагедий.

***

Величайшие трагические мотивы остались до сих пор неиспользованными: ибо что знает какой-нибудь поэт о сотне трагедий совести?

***

Отнюдь не самым желательным является умение переваривать все, что создало прошлое: так, я желал бы, чтобы Данте в корне противоречил нашему вкусу и желудку.

***

Страстные, но бессердечные и артистичные - таковыми были греки, таковыми были даже греческие философы, как Платон.

***

Вера в форме, неверие в содержании - в этом вся прелесть сентенции, - следовательно, моральный парадокс.

***

Сначала приспособление к творению, затем приспособление к его Творцу, говорившему только символами.

***

Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.

***

Кто, будучи поэтом, хочет платить наличными, тому придется платить собственными переживаниями: оттого именно не выносит поэт своих ближайших друзей в роли толкователей - они разгадывают, отгадывая вспять. Им следовало бы восхищаться тем, куда приходит некто путями своих страданий, - им следовало бы учиться смотреть вперед и вверх, а не назад и вниз.

***

Он научился выражать свои мысли, но с тех пор ему уже не верят. Верят только заикающимся.

***

Чарующее произведение! Но сколь нестерпимо то, что творец его всегда напоминает нам о том, что это его произведение.

***

Мое направление в искусстве: продолжать творить не там, где пролегают границы, но там, где простирается будущее человека! Необходимы образы, по которым можно будет жить!

***

Женщина и гений не трудятся. Женщина была до сих пор величайшей роскошью человечества. Каждый раз, когда мы делаем все, что в наших силах, мы не трудимся. Труд - лишь средство, приводящее к этим мгновениям.

***

Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать - вверх.

***

Даже когда народ пятится, он пятится за идеалом - и верит в некое вперед.

***

Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду.

***

Возлюби ближнего своего - это значит прежде всего: Оставь ближнего своего в покое! - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

***

Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, - что, по сути, является самым непонятным достижением человека.

***

Когда мы прельщаемся собой и не в силах больше любить себя, то следует в порядке профилактики посоветовать любовь к ближнему: в той мере, в какой ближние мигом вынудят нас уверовать в то, что и мы стоим любви.

***

Что глупая женщина с добрым сердцем стоит высоко над гением, это звучит весьма учтиво - в устах гения. Это его любезность, - но это и его смышленость.

***

Давать каждому свое - это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса.

***

Прекраснейшие цвета, которыми светятся добродетели, выдуманы теми, кому их недоставало. Откуда, например, берет свое начало бархатный глянец доброты и сострадания? - Наверняка не от добрых и сострадательных.

***

Посредством доброй воли к помощи, состраданию, подчинению, отказу от личных притязаний даже незначительные и поверхностные люди внешне делаются полезными и сносными. Не следует только разубеждать их в том, что это воля есть сама добродетель.

***

Если обладаешь волей к страданию, то это лишь шаг к тому, чтобы возобладать и волей к жестокости, - именно в качестве как права, так и долга.

***

Где всегда добровольно берут на себя страдания, там вольны также доставлять себе этим удовольствие.

***

Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.

***

Причислять к морали (или даже считать за саму мораль) сострадание и деликатность чувства в отношении ближних есть признак тщеславия, если предположить, что по натуре сам являешься сострадательным и деликатным, - стало быть, недостаток гордости и благородства души.

***

Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного - более высокая потенция сострадания.

***

Мы должны быть столь же жестокими, сколь и сострадательными: остережемся быть более бедными, чем сама природа!

***

Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство - не наоборот.

***

Иное существование лишено смысла, разве что оно заставляет нас забыть другое существование. И есть также опийные поступки.

***

Стоит нам только на один шаг переступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз посередине.

***

Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание - вот наше одеяние.

***

Utile - это лишь средство; его целью служит всегда какое-то dulce: будьте же честны, господа дульсиарии!

***

Можно было бы представить себе высокоморальную лживость, при которой человек осознает свое половое влечение только как долг зачинать детей.

***

Толковать свои склонности и антипатии как свой долг - большая нечистоплотность добрых!

***

Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет.

***

Вначале ложь была моральна. Утверждались стадные мнения.

***

И глубокая ненависть есть идеалистка: делаем ли мы при этом из нашего противника бога или дьявола, в любом случае мы оказываем ему этим слишком много чести.

***

Кто страстно взыскует справедливости, тот ощущает как облегчение и наиболее болезненный из своих аффектов.

***

Культивируя месть, пришлось бы отучиться и от благодарности, - но не и от любви.

***

Если я почитаю какое-либо чувство, то почитание врастает в само чувство.

***

Не путать смелость и чувство достоинства, присущие самолюбию с органически присущей смелостью: это - принуждение, при котором терпишь немалый ущерб в собственной одаренности.

***

Лишь тот порочный человек несчастен, у кого потребность в пороке растет вместе с отвращением к пороку - и никогда не зарастает им.

***

Говорят: удовольствие - и думают об усладах, говорят: чувство - и думают о чувственности, говорят: тело - и думают о том, что ниже тела, - и таким вот образом была обесчещена троица хороших вещей.

***

Домогание есть счастье; удовлетворение, переживаемое как счастье, есть лишь последний момент домогания. Счастье - быть сплошным желанием и вместо исполнения - все новым желанием.

***

Почитание само есть уже страсть - как и оскорбление. Через почитание страсти становятся добродетелями.

***

Мы находим у различных людей одинаковое количество страстей, впрочем по-разному поименованных, оцененных и тем самым разнонаправленных. Добро и зло отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей.

***

Побороть свой аффект - значит в большинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его более опасным.

***

При известных условиях наносится гораздо меньший общий вред, когда кто-то срывает свои аффекты на других, чем на самом себе: в особенности это относится к творческим натурам, сулящим большую пользу.

***

В аффекте обнаруживается не человек, но его аффект.

***

Всегда говорят о причинах аффектов и называют их поводы.

***

Для того, кто сильно отягчен своим разумом, аффект оказывается отдыхом: именно в качестве неразумия.

***

Не следует стыдиться самих аффектов; они для этого слишком неразумны.

***

Естественные последствия поступка мало принимаются в расчет, поскольку в числе этих последствий фигурируют публичные наказание и поругание. Здесь пробивается великий источник всяческого верхоглядства.

***

К комарам и блохам не следует испытывать сострадания. Было бы правильным вздергивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей.

***

Лишь когда самолюбие станет однажды больше, умнее, утонченнее, изобретательнее, будет мирвыглядеть само-отверженнее.

***

У воров, разбойников, ростовщиков и спекулянтов себялюбие, в сущности, обнаруживается достаточно непритязательным и скромным образом: нелегко желать от людей меньшего, чем когда желаешь только их денег.

***

Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.

***

Корысть и страсть связаны брачными узами; этот брак называют себялюбием - это несчастливый брак!

***

Серьезный, строгий, нравственный - так называете вы его. Мне он кажется злым и несправедливым к себе самому, всегда готовым наказать нас за это и корчить из себя нашего палача - досадуя на то, что мы не позволяем ему этого.

***

Не следует искать морали (того менее - моральности) у писателей, пишущих на моральные темы; моралисты в большинстве суть забитые, страдающие, бессильные, мстительные люди, - их тенденция сведена к толике счастья: больные, которые воображают, что суть в выздоровлении.

***

Я рекомендую всем мученикам поразмыслить, не жажда ли мести довела их до крайности.

***

Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.

***

Моральное негодование есть коварнейший способ мести.

***

Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

***

Есть степень заядлой лживости, которую называют чистой совестью.

***

Нечистая совесть - это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.

***

Чтобы понадобился тормоз, необходимо прежде всего колесо! Добрые суть тормоз: они сдерживают, они поддерживают.

***

Нельзя связывать одним словом презренного человека с человеком страшным.

***

Зло и великий аффект потрясают нас и опрокидывают все, что есть в нас трухлявого и мелкого: вам следовало бы прежде испытать, не смогли бы вы стать великими.

***

Следует оберегать зло, как оберегают лес. Верно то, что вследствие редения и раскорчевок леса земля потеплела

***

Сотворить идеал - это значит: переделать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно прежде всего сотворить своего дьявола.

***

Есть герои как в злом, так и в добром - это совершенная наивность в устах какого-нибудь Ларошфуко.

***

Сквозь Ларошфуко просвечивает весьма знатный образ мыслей тогдашнего общества: сам он - разочарованный идеалист, подыскивающий, по инструкции христианства, скверные наименования для движущих сил своей эпохи.

***

Можно с одинаковым успехом выводить свойства добрых людей из зла, а свойства злых людей из добра: из какого же контраста вывести самого Ларошфуко?

***

Религиозный человек, глупец, гений, преступник, тиран - все это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.

***

Добро и зло суть предрассудки Божьи, - сказала змея. Но и сама змея была предрассудком Божьим.

***

 


рейтинг: 
  • Нравится
  • 0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
» Блез Паскаль   ( Цитаты известных людей ) Все люди стремятся к счастью - из этого правила нет исключений: способы у всех разные, но цель одна…Счастье - побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься. *** Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые
» Ключевский   ( Цитаты известных людей ) Науку часто смешивают с знанием. Это глубокое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием. *** Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умными. *** Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить
» Стендаль   ( Цитаты известных людей ) Участь глубокой старости зависит от того, на что потрачена молодость. *** Стыдливость - один из источников любви к нарядам; одевшись именно так, а не иначе, женщина обещает себя в большей или меньшей степени. Вот почему наряды неуместны в старости. *** Всякая любовь, которую случается наблюдать на
» Цицерон   ( Цитаты известных людей ) ЧЕЛОВЕК - свой злейший враг. *** Природа не дала нам познания предела вещей. *** Все прекрасное редко. *** Бумага все стерпит. *** Право же, какую можно высказать еще нелепость, которая бы уже не была высказана кем-нибудь из философов! *** Поэтами рождаются, ораторами становятся. *** Ведь такого
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Основные разделы
Облако тегов
Опрос
Оцените сайт ZESTWORD.RU
Мы Вконтакте