Моя любовь вызывает страх, она столь взыскательна! Я не могу любить, не веря в то, что любимый мною человек предназначен совершить нечто бессмертное. А он догадывается, во что я верю, чего я - требую!
***
Гордость внушает злополучно влюбленному, что возлюбленная его нисколько не заслуживает того, чтобы быть любимой им. Но более высокая гордость говорит ему: Никто не заслуживает того, чтобы быть любимым, - ты лишь недостаточно любишь ее!
***
Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.
***
Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.
***
Жертвы, которые мы приносим, доказывают лишь, сколь незначительной делается для нас любая другая вещь, когда мы любим нечто.
***
Немного раздражения вначале и - и вслед за этим большая любовь? Так от трения спички происходит взрыв.
***
Дать своему аффекту имя - значит уже сделать шаг за пределы аффекта. Глубочайшая любовь, например, не умеет назвать себя и, вероятно, задается вопросом: не есть ли я ненависть?.
***
Любовь к жизни - это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности.
***
Любовь - плод послушания: но расположение полов часто оказывается между плодом и корнем, а плод самой любви - свобода.
***
Безусловная любовь включает также и страстное желание быть истязуемым: тогда она изживается вопреки самой себе, и из готовности отдаться превращается под конец даже в желание самоуничтожения: Утони в этом море!
***
Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви.
***
Предупреждать легкие возражения читателя - неучтиво и неблагоразумно. Большой учтивостью и большим благоразумием было бы - предоставить читателю самому высказать последнюю квинтэссенцию нашей мудрости.
***
Такт хорошего прозаика в том, чтобы вплотную подступиться к поэзии, но никогда не переступать черты. Без тончайшего чувства и одаренности в самом поэтическом невозможно обладать этим тактом.
***
Чем абстрактней истина, которую намереваешься преподать, тем ревностнее следует совращать к ней чувства.
***
Стиль должен доказывать, что веришь в свои мысли и не только мыслишь их, но и ощущаешь.
***
Осторожно с периодами! Право на периоды дано лишь тем людям, которым и в речи свойственно долгое дыхание. Для большинства период - это вычурность.
***
Богатство жизни выдает себя через богатство жестов. Нужно учиться ощущать все - длину и краткость предложения, пунктуацию, выбор слов, паузы, последовательность аргументов - как жесты.
***
Поскольку пишущему недостает множества средств исполнителя, ему надлежит в общем запастись неким образцом весьма выразительного способа исполнения: отражение этого, написанное, неизбежно окажется уже намного более блеклым (и для тебя более естественным).
***
Прежде чем быть вправе писать, следует точно знать: это я высказал бы и испортил бы таким-то и таким-то образом. Писание должно быть только подражанием.
***
Стиль должен всякий раз быть соразмерным тебе относительно вполне определенной личности, которой ты хочешь довериться. (Закон двойного соотношения.)
***
Первое, что необходимо здесь, есть жизнь: стиль должен жить.
***
Наиболее вразумительным в языке является не слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, - короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть, все то, что не может быть написано. Посему никаких дел с писательщиной.
***
В современной музыке дано звучащее единство религии и чувственности и, стало быть, больше женщины, чем когда-либо в прежней музыке.
***
Если бы богине Музыке вздумалось говорить не тонами, а словами, то пришлось бы заткнуть себе уши.
***
Лишь теперь брезжит человеку, что музыка - это символический язык аффектов: а впоследствии научатся еще отчетливо узнавать систему влечений музыканта из его музыки. Он, должно быть, и не подозревал, что выдает себя тем самым. Такова невинность этих добровольных признаний, в противоположность всем литературным произведениям.
***
Вы сказали мне, что есть тон и что слух: но что за дело до этого музыканту? Объяснили ли вы тем самым музыку или же опровергли?
***
Видеть в Гамлете вершину человеческого духа - по мне это значит скромничать в отношении духа и вершины. Прежде всего это неудавшееся произведение: его автор, пожалуй, смеясь, согласился бы со мной, скажи я ему это в лицо.
***
Фауст, трагедия познания? В самом деле? Я смеюсь над Фаустом.
***
Герой радостен - это ускользало до сих пор от сочинителей трагедий.
***
Величайшие трагические мотивы остались до сих пор неиспользованными: ибо что знает какой-нибудь поэт о сотне трагедий совести?
***
Отнюдь не самым желательным является умение переваривать все, что создало прошлое: так, я желал бы, чтобы Данте в корне противоречил нашему вкусу и желудку.
***
Страстные, но бессердечные и артистичные - таковыми были греки, таковыми были даже греческие философы, как Платон.
***
Вера в форме, неверие в содержании - в этом вся прелесть сентенции, - следовательно, моральный парадокс.
***
Сначала приспособление к творению, затем приспособление к его Творцу, говорившему только символами.
***
Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.
***
Кто, будучи поэтом, хочет платить наличными, тому придется платить собственными переживаниями: оттого именно не выносит поэт своих ближайших друзей в роли толкователей - они разгадывают, отгадывая вспять. Им следовало бы восхищаться тем, куда приходит некто путями своих страданий, - им следовало бы учиться смотреть вперед и вверх, а не назад и вниз.
***
Он научился выражать свои мысли, но с тех пор ему уже не верят. Верят только заикающимся.
***
Чарующее произведение! Но сколь нестерпимо то, что творец его всегда напоминает нам о том, что это его произведение.
***
Мое направление в искусстве: продолжать творить не там, где пролегают границы, но там, где простирается будущее человека! Необходимы образы, по которым можно будет жить!
***
Женщина и гений не трудятся. Женщина была до сих пор величайшей роскошью человечества. Каждый раз, когда мы делаем все, что в наших силах, мы не трудимся. Труд - лишь средство, приводящее к этим мгновениям.
***
Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать - вверх.
***
Даже когда народ пятится, он пятится за идеалом - и верит в некое вперед.
***
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду.
***
Возлюби ближнего своего - это значит прежде всего: Оставь ближнего своего в покое! - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
***
Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, - что, по сути, является самым непонятным достижением человека.
***
Когда мы прельщаемся собой и не в силах больше любить себя, то следует в порядке профилактики посоветовать любовь к ближнему: в той мере, в какой ближние мигом вынудят нас уверовать в то, что и мы стоим любви.
***
Что глупая женщина с добрым сердцем стоит высоко над гением, это звучит весьма учтиво - в устах гения. Это его любезность, - но это и его смышленость.
***
Давать каждому свое - это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса.
***
Прекраснейшие цвета, которыми светятся добродетели, выдуманы теми, кому их недоставало. Откуда, например, берет свое начало бархатный глянец доброты и сострадания? - Наверняка не от добрых и сострадательных.
***
Посредством доброй воли к помощи, состраданию, подчинению, отказу от личных притязаний даже незначительные и поверхностные люди внешне делаются полезными и сносными. Не следует только разубеждать их в том, что это воля есть сама добродетель.
***
Если обладаешь волей к страданию, то это лишь шаг к тому, чтобы возобладать и волей к жестокости, - именно в качестве как права, так и долга.
***
Где всегда добровольно берут на себя страдания, там вольны также доставлять себе этим удовольствие.
***
Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.
***
Причислять к морали (или даже считать за саму мораль) сострадание и деликатность чувства в отношении ближних есть признак тщеславия, если предположить, что по натуре сам являешься сострадательным и деликатным, - стало быть, недостаток гордости и благородства души.
***
Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного - более высокая потенция сострадания.
***
Мы должны быть столь же жестокими, сколь и сострадательными: остережемся быть более бедными, чем сама природа!
***
Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство - не наоборот.
***
Иное существование лишено смысла, разве что оно заставляет нас забыть другое существование. И есть также опийные поступки.
***
Стоит нам только на один шаг переступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз посередине.
***
Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание - вот наше одеяние.
***
Utile - это лишь средство; его целью служит всегда какое-то dulce: будьте же честны, господа дульсиарии!
***
Можно было бы представить себе высокоморальную лживость, при которой человек осознает свое половое влечение только как долг зачинать детей.
***
Толковать свои склонности и антипатии как свой долг - большая нечистоплотность добрых!
***
Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет.
***
Вначале ложь была моральна. Утверждались стадные мнения.
***
И глубокая ненависть есть идеалистка: делаем ли мы при этом из нашего противника бога или дьявола, в любом случае мы оказываем ему этим слишком много чести.
***
Кто страстно взыскует справедливости, тот ощущает как облегчение и наиболее болезненный из своих аффектов.
***
Культивируя месть, пришлось бы отучиться и от благодарности, - но не и от любви.
***
Если я почитаю какое-либо чувство, то почитание врастает в само чувство.
***
Не путать смелость и чувство достоинства, присущие самолюбию с органически присущей смелостью: это - принуждение, при котором терпишь немалый ущерб в собственной одаренности.
***
Лишь тот порочный человек несчастен, у кого потребность в пороке растет вместе с отвращением к пороку - и никогда не зарастает им.
***
Говорят: удовольствие - и думают об усладах, говорят: чувство - и думают о чувственности, говорят: тело - и думают о том, что ниже тела, - и таким вот образом была обесчещена троица хороших вещей.
***
Домогание есть счастье; удовлетворение, переживаемое как счастье, есть лишь последний момент домогания. Счастье - быть сплошным желанием и вместо исполнения - все новым желанием.
***
Почитание само есть уже страсть - как и оскорбление. Через почитание страсти становятся добродетелями.
***
Мы находим у различных людей одинаковое количество страстей, впрочем по-разному поименованных, оцененных и тем самым разнонаправленных. Добро и зло отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей.
***
Побороть свой аффект - значит в большинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его более опасным.
***
При известных условиях наносится гораздо меньший общий вред, когда кто-то срывает свои аффекты на других, чем на самом себе: в особенности это относится к творческим натурам, сулящим большую пользу.
***
В аффекте обнаруживается не человек, но его аффект.
***
Всегда говорят о причинах аффектов и называют их поводы.
***
Для того, кто сильно отягчен своим разумом, аффект оказывается отдыхом: именно в качестве неразумия.
***
Не следует стыдиться самих аффектов; они для этого слишком неразумны.
***
Естественные последствия поступка мало принимаются в расчет, поскольку в числе этих последствий фигурируют публичные наказание и поругание. Здесь пробивается великий источник всяческого верхоглядства.
***
К комарам и блохам не следует испытывать сострадания. Было бы правильным вздергивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей.
***
Лишь когда самолюбие станет однажды больше, умнее, утонченнее, изобретательнее, будет мирвыглядеть само-отверженнее.
***
У воров, разбойников, ростовщиков и спекулянтов себялюбие, в сущности, обнаруживается достаточно непритязательным и скромным образом: нелегко желать от людей меньшего, чем когда желаешь только их денег.
***
Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.
***
Корысть и страсть связаны брачными узами; этот брак называют себялюбием - это несчастливый брак!
***
Серьезный, строгий, нравственный - так называете вы его. Мне он кажется злым и несправедливым к себе самому, всегда готовым наказать нас за это и корчить из себя нашего палача - досадуя на то, что мы не позволяем ему этого.
***
Не следует искать морали (того менее - моральности) у писателей, пишущих на моральные темы; моралисты в большинстве суть забитые, страдающие, бессильные, мстительные люди, - их тенденция сведена к толике счастья: больные, которые воображают, что суть в выздоровлении.
***
Я рекомендую всем мученикам поразмыслить, не жажда ли мести довела их до крайности.
***
Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.
***
Моральное негодование есть коварнейший способ мести.
***
Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.
***
Есть степень заядлой лживости, которую называют чистой совестью.
***
Нечистая совесть - это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.
***
Чтобы понадобился тормоз, необходимо прежде всего колесо! Добрые суть тормоз: они сдерживают, они поддерживают.
***
Нельзя связывать одним словом презренного человека с человеком страшным.
***
Зло и великий аффект потрясают нас и опрокидывают все, что есть в нас трухлявого и мелкого: вам следовало бы прежде испытать, не смогли бы вы стать великими.
***
Следует оберегать зло, как оберегают лес. Верно то, что вследствие редения и раскорчевок леса земля потеплела
***
Сотворить идеал - это значит: переделать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно прежде всего сотворить своего дьявола.
***
Есть герои как в злом, так и в добром - это совершенная наивность в устах какого-нибудь Ларошфуко.
***
Сквозь Ларошфуко просвечивает весьма знатный образ мыслей тогдашнего общества: сам он - разочарованный идеалист, подыскивающий, по инструкции христианства, скверные наименования для движущих сил своей эпохи.
***
Можно с одинаковым успехом выводить свойства добрых людей из зла, а свойства злых людей из добра: из какого же контраста вывести самого Ларошфуко?
***
Религиозный человек, глупец, гений, преступник, тиран - все это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.
***
Добро и зло суть предрассудки Божьи, - сказала змея. Но и сама змея была предрассудком Божьим.
***