Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали.
***
Если ты ведаешь, что творишь, ты блажен, - но если ты не ведаешь этого, ты проклят и преступник закона, - сказал Иисус одному человеку, нарушившему субботу: право, обращенное ко всем нарушителям и преступникам.
***
Вас назовут истребителями морали: но вы лишь открыватели самих себя.
***
В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.
***
Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!
***
Послушание и закон - это звучит из всех моральных чувств. Но произвол и свобода могли бы стать еще, пожалуй, последним звучанием морали.
***
Право на новые собственные ценности - откуда возьму я его? Из права всех старых ценностей и границ этих ценностей.
***
В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно - сотворить себе такое право.
***
Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни, где разъятые доселе способности могли бы соединиться.
***
Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.
***
Условия существования некоего существа, поскольку они выражают себя в плане долженствования, суть его мораль.
***
Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и силою отребья, которому не следовало бы жить, - мораль, поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: ты все-таки представляешь собою нечто весьма важное, - что, разумеется, есть ложь.
***
Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью: а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить их самопрезрением.
***
Не существует человека, ибо не существовало первого человека! - так заключают животные.
***
Мораль - это важничанье человека перед природой.
***
Господствовать - и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей.
***
Вы называете это саморазложением Бога: но это лишь его шелушение - он сбрасывает свою моральную кожу! И вскоре вам предстоит увидеть Его снова, по ту сторону добра и зла.
***
Творить: это значит - выставлять из себя нечто, делать себя более пустым, более бедным и более любящим. Когда Бог сотворил мир, Он и сам был тогда не больше чем пустым понятием - и любовью к сотворенному.
***
Любя, мы творим людей по подобию нашего Бога, - и лишь затем мы от всего сердца ненавидим нашего дьявола.
***
Кто не находит больше в Боге великого как такового, тот вообще не находит его уже нигде - он должен либо отрицать его, либо созидать.
***
Содеянное из любви не морально, а религиозно.
***
Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.
***
Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем, а в религиозном человеке.
***
Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
***
Богу, который любит, не делает чести заставлять любить Себя: он скорее предпочел бы быть ненавистным.
***
Настало время, когда дьявол должен быть адвокатом Бога: если и сам он хочет иначе продлить свое существование.
***
Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
***
Дюринг: человек, отпугивающий сам от своего образа мыслей и, как вечно тявкающий и кусачий пес на привязи, улегшийся перед своей философией. Никто не пожелает себе такую обрызганную слюною душу. Оттого его философия не привлекает.
***
Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул.
***
Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие - о нападении на своих врагов.
***
Против эпикурейцев. - Они избавились от какого-то заблуждения и наслаждаются волей, как бывшие пленники. Или они преодолели, либо верят в то, что преодолели, противника, к которому испытывали ревность, - без малейшего сочувствия к тому, кто ощущал себя не в плену, а в безопасности, - без сочувствия и к страданию самих преодоленных.
***
Совершенное познание необходимости устранило бы всякое долженствование, - но и постигло бы необходимость долженствования, как следствие незнания.
***
Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.
***
Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.
***
Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.
***
Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только да, но и нет кажется слишком патетическим, - он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь - в заросли скепсиса.
***
Он одинок и лишен всего, кроме своих мыслей: что удивительного в том, что он часто нежится и лукавит с ними и дергает их за уши! - А вы, грубияны, говорите - он скептик.
***
Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг.
***
Что вы знаете о том, как сумасшедший любит разум, как лихорадящий любит лед!
***
Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, - лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.
***
Это свойственное познаванию хорошее, тонкое, строгое чувство, из которого вы вовсе не хотите сотворить себе добродетели, есть цвет многих добродетелей: но заповедь ты должен, из которого оно возникло, уже не предстает взору; корень ее сокрыт под землей.
***
Высшее мужество познающего обнаруживается не там, где он вызывает удивление и ужас, - но там, где далекие от познания люди воспринимают его поверхностным, низменным, трусливым, равнодушным.
***
Лишь человек делает мир мыслимым - мы все еще заняты этим: и если он его однажды понял, он чувствует, что мир отныне его творение - ах, и вот же ему приходится теперь, подобно всякому творцу, любить свое творение!
***
Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!
***
Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) - это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: сердце здесь мужчина, а голова - женщина!
***
В усталости нами овладевают и давно преодоленные понятия.
***
Чем ближе ты к полному охлаждению в отношении всего чтимого тобою доныне, тем больше приближаешься ты и к новому разогреванию.
***
Видеть и все же не верить, - первая добродетель познающего; видимость - величайший его искуситель.
***
Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?
***
Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о ней всегда в свою защиту - они всегда были слишком исключениями и почти что преступниками.
***
Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек познания все еще рядится в тогу морального человека: как раз по нему и видно, что он не нуждается в морали.
***
Для познающего всякое право собственности теряет силу: или же все есть грабеж и воровство.
***
Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все же она есть признак веселого настроения. Человек, одержимый этой волей, выглядит столь же потешным образом, как слон, силящийся стоять на голове.
***
И правдивость есть лишь одно из средств, ведущих к познанию, одна лестница, - но не сама лестница.
***
И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.
***
Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо все прочее не утоляет его любви.
***
В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.
***
Если имеешь счастье оставаться темным, то можешь воспользоваться и льготами, предоставляемыми темнотой, и в особенности болтать всякое.
***
Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.
***
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно определил его - или отстал от него.
***
Покуда к тебе относятся враждебно, ты еще не превозмог своего времени: ему не положено видеть тебя - столь высоким и отдаленным должен ты быть для него.
***
Во мне теперь острие всего морального размышления и работы в Европе.
***
Из всех европейцев, живущих и живших - Платон, Вольтер, Гете, - я обладаю душой самого широкого диапазона. Это зависит от обстоятельств, связанных не столько со мной, сколько с сущностью вещей, - я мог бы стать Буддой Европы: что, конечно, было бы антиподом индийского.
***
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
***
Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.
***
Заблистать через триста лет - моя жажда славы.
***
Пережить многое, сопережить при этом множество прошедших вещей, пережить воедино множество собственных и чужих переживаний - это творит высших людей, я называю их суммами.
***
Желать чего-то и добиваться этого - считается признаком сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться этого - свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощенным фатумом.
***
Всякий восторг заключает в себе нечто вроде испуга и бегства от самих себя - временами даже само-отречение, само-отрицание.
***
В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.
***
Кто стремится к величию, у того есть основания увенчивать свой путь и довольствоваться количеством. Люди качества стремятся к малому.
***
Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.
***
Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.
***
Кто не живет в возвышенном, как дома, тот воспринимает возвышенное как нечто жуткое и фальшивое.
***
Возвышенный человек, видя возвышенное, становится свободным, уверенным, широким, спокойным, радостным, но совершенно прекрасное потрясает его своим видом и сшибает с ног: перед ним он отрицает самого себя.
***
Причинять боль тому, кого мы любим, - сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление впасть в противоположную крайность относится сюда же.
***
Противоположностью героического идеала является идеал гармонической всеразвитости - прекрасная противоположность и вполне желательная! Но идеал этот действителен лишь для добротных людей (например, Гете).
***
Героизм - таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм - это добрая воля к абсолютной самопогибели.
***
Что до героя, я не столь уж хорошего мнения о нем - и все-таки: он - наиболее приемлемая форма существования, в особенности когда нет другого выбора.
***
Искал ли уже когда-нибудь кто-либо на своем пути истину, как это до сих пор делал я, - противясь и переча всему, что благоприятствовало моему непосредственному чувству?
***
Я хотел быть философом неприятных истин - на протяжении шести лет.
***
Цель аскетизма. Следует выжидать свою жажду и дать ей полностью созреть: иначе никогда не откроешь своего источника, который никогда не может быть источником кого-либо другого.
***
Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей - а находил всегда лишь себя самого - и больше не жажду себя.
***
Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество.
***
Лестница моих чувств высока, и вовсе не без охоты усаживаюсь я на самых низких ее ступенях, как раз оттого, что часто слишком долго приходится мне сидеть на самых высоких: оттого, что ветер дудит там пронзительно и свет часто бывает слишком ярким.
***
Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.
***
Друг, все, что ты любил, разочаровало тебя: разочарование стало вконец твоей привычкой, и твоя последняя любовь, которую ты называешь любовью к истине, есть, должно быть, как раз любовь - к разочарованию.
***
Мой глаз видит идеалы других людей, и зрелище это часто восхищает меня; вы же, близорукие, думаете, что это - мои идеалы.
***
После того как я узрел бушующее море с чистым, светящимся небом над ним, я не выношу уже всех бессолнечных, затянутых тучами страстей, которым неведом иной свет, кроме молнии.
***
Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим ангелом Божьим!
***
Это благородно - стыдиться лучшего в себе, так как только сам и обладаешь им.
***
Люблю ли я музыку? Я не знаю: слишком часто я ее и ненавижу. Но музыка любит меня, и стоит лишь кому-то покинуть меня, как она мигом рвется ко мне и хочет быть любимой.
***
Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
***
Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть.
***
Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.
***
Испытывал ли я когда-нибудь угрызения совести? Память моя хранит на этот счет молчание.
***