Авторизация
 

Ницше » Цитаты известных людей


Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали.

***

Если ты ведаешь, что творишь, ты блажен, - но если ты не ведаешь этого, ты проклят и преступник закона, - сказал Иисус одному человеку, нарушившему субботу: право, обращенное ко всем нарушителям и преступникам.

***

Вас назовут истребителями морали: но вы лишь открыватели самих себя.

***

В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.

***

Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!

***

Послушание и закон - это звучит из всех моральных чувств. Но произвол и свобода могли бы стать еще, пожалуй, последним звучанием морали.

***

Право на новые собственные ценности - откуда возьму я его? Из права всех старых ценностей и границ этих ценностей.

***

В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно - сотворить себе такое право.

***

Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни, где разъятые доселе способности могли бы соединиться.

***

Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.

***

Условия существования некоего существа, поскольку они выражают себя в плане долженствования, суть его мораль.

***

Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и силою отребья, которому не следовало бы жить, - мораль, поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: ты все-таки представляешь собою нечто весьма важное, - что, разумеется, есть ложь.

***

Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью: а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить их самопрезрением.

***

Не существует человека, ибо не существовало первого человека! - так заключают животные.

***

Мораль - это важничанье человека перед природой.

***

Господствовать - и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей.

***

Вы называете это саморазложением Бога: но это лишь его шелушение - он сбрасывает свою моральную кожу! И вскоре вам предстоит увидеть Его снова, по ту сторону добра и зла.

***

Творить: это значит - выставлять из себя нечто, делать себя более пустым, более бедным и более любящим. Когда Бог сотворил мир, Он и сам был тогда не больше чем пустым понятием - и любовью к сотворенному.

***

Любя, мы творим людей по подобию нашего Бога, - и лишь затем мы от всего сердца ненавидим нашего дьявола.

***

Кто не находит больше в Боге великого как такового, тот вообще не находит его уже нигде - он должен либо отрицать его, либо созидать.

***

Содеянное из любви не морально, а религиозно.

***

Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.

***

Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем, а в религиозном человеке.

***

Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

***

Богу, который любит, не делает чести заставлять любить Себя: он скорее предпочел бы быть ненавистным.

***

Настало время, когда дьявол должен быть адвокатом Бога: если и сам он хочет иначе продлить свое существование.

***

Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.

***

Дюринг: человек, отпугивающий сам от своего образа мыслей и, как вечно тявкающий и кусачий пес на привязи, улегшийся перед своей философией. Никто не пожелает себе такую обрызганную слюною душу. Оттого его философия не привлекает.

***

Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул.

***

Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие - о нападении на своих врагов.

***

Против эпикурейцев. - Они избавились от какого-то заблуждения и наслаждаются волей, как бывшие пленники. Или они преодолели, либо верят в то, что преодолели, противника, к которому испытывали ревность, - без малейшего сочувствия к тому, кто ощущал себя не в плену, а в безопасности, - без сочувствия и к страданию самих преодоленных.

***

Совершенное познание необходимости устранило бы всякое долженствование, - но и постигло бы необходимость долженствования, как следствие незнания.

***

Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.

***

Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.

***

Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.

***

Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только да, но и нет кажется слишком патетическим, - он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь - в заросли скепсиса.

***

Он одинок и лишен всего, кроме своих мыслей: что удивительного в том, что он часто нежится и лукавит с ними и дергает их за уши! - А вы, грубияны, говорите - он скептик.

***

Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг.

***

Что вы знаете о том, как сумасшедший любит разум, как лихорадящий любит лед!

***

Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, - лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.

***

Это свойственное познаванию хорошее, тонкое, строгое чувство, из которого вы вовсе не хотите сотворить себе добродетели, есть цвет многих добродетелей: но заповедь ты должен, из которого оно возникло, уже не предстает взору; корень ее сокрыт под землей.

***

Высшее мужество познающего обнаруживается не там, где он вызывает удивление и ужас, - но там, где далекие от познания люди воспринимают его поверхностным, низменным, трусливым, равнодушным.

***

Лишь человек делает мир мыслимым - мы все еще заняты этим: и если он его однажды понял, он чувствует, что мир отныне его творение - ах, и вот же ему приходится теперь, подобно всякому творцу, любить свое творение!

***

Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!

***

Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) - это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: сердце здесь мужчина, а голова - женщина!

***

В усталости нами овладевают и давно преодоленные понятия.

***

Чем ближе ты к полному охлаждению в отношении всего чтимого тобою доныне, тем больше приближаешься ты и к новому разогреванию.

***

Видеть и все же не верить, - первая добродетель познающего; видимость - величайший его искуситель.

***

Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?

***

Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о ней всегда в свою защиту - они всегда были слишком исключениями и почти что преступниками.

***

Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек познания все еще рядится в тогу морального человека: как раз по нему и видно, что он не нуждается в морали.

***

Для познающего всякое право собственности теряет силу: или же все есть грабеж и воровство.

***

Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все же она есть признак веселого настроения. Человек, одержимый этой волей, выглядит столь же потешным образом, как слон, силящийся стоять на голове.

***

И правдивость есть лишь одно из средств, ведущих к познанию, одна лестница, - но не сама лестница.

***

И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.

***

Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо все прочее не утоляет его любви.

***

В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.

***

Если имеешь счастье оставаться темным, то можешь воспользоваться и льготами, предоставляемыми темнотой, и в особенности болтать всякое.

***

Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.

***

Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно определил его - или отстал от него.

***

Покуда к тебе относятся враждебно, ты еще не превозмог своего времени: ему не положено видеть тебя - столь высоким и отдаленным должен ты быть для него.

***

Во мне теперь острие всего морального размышления и работы в Европе.

***

Из всех европейцев, живущих и живших - Платон, Вольтер, Гете, - я обладаю душой самого широкого диапазона. Это зависит от обстоятельств, связанных не столько со мной, сколько с сущностью вещей, - я мог бы стать Буддой Европы: что, конечно, было бы антиподом индийского.

***

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

***

Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.

***

Заблистать через триста лет - моя жажда славы.

***

Пережить многое, сопережить при этом множество прошедших вещей, пережить воедино множество собственных и чужих переживаний - это творит высших людей, я называю их суммами.

***

Желать чего-то и добиваться этого - считается признаком сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться этого - свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощенным фатумом.

***

Всякий восторг заключает в себе нечто вроде испуга и бегства от самих себя - временами даже само-отречение, само-отрицание.

***

В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.

***

Кто стремится к величию, у того есть основания увенчивать свой путь и довольствоваться количеством. Люди качества стремятся к малому.

***

Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.

***

Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.

***

Кто не живет в возвышенном, как дома, тот воспринимает возвышенное как нечто жуткое и фальшивое.

***

Возвышенный человек, видя возвышенное, становится свободным, уверенным, широким, спокойным, радостным, но совершенно прекрасное потрясает его своим видом и сшибает с ног: перед ним он отрицает самого себя.

***

Причинять боль тому, кого мы любим, - сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление впасть в противоположную крайность относится сюда же.

***

Противоположностью героического идеала является идеал гармонической всеразвитости - прекрасная противоположность и вполне желательная! Но идеал этот действителен лишь для добротных людей (например, Гете).

***

Героизм - таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм - это добрая воля к абсолютной самопогибели.

***

Что до героя, я не столь уж хорошего мнения о нем - и все-таки: он - наиболее приемлемая форма существования, в особенности когда нет другого выбора.

***

Искал ли уже когда-нибудь кто-либо на своем пути истину, как это до сих пор делал я, - противясь и переча всему, что благоприятствовало моему непосредственному чувству?

***

Я хотел быть философом неприятных истин - на протяжении шести лет.

***

Цель аскетизма. Следует выжидать свою жажду и дать ей полностью созреть: иначе никогда не откроешь своего источника, который никогда не может быть источником кого-либо другого.

***

Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей - а находил всегда лишь себя самого - и больше не жажду себя.

***

Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество.

***

Лестница моих чувств высока, и вовсе не без охоты усаживаюсь я на самых низких ее ступенях, как раз оттого, что часто слишком долго приходится мне сидеть на самых высоких: оттого, что ветер дудит там пронзительно и свет часто бывает слишком ярким.

***

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

***

Друг, все, что ты любил, разочаровало тебя: разочарование стало вконец твоей привычкой, и твоя последняя любовь, которую ты называешь любовью к истине, есть, должно быть, как раз любовь - к разочарованию.

***

Мой глаз видит идеалы других людей, и зрелище это часто восхищает меня; вы же, близорукие, думаете, что это - мои идеалы.

***

После того как я узрел бушующее море с чистым, светящимся небом над ним, я не выношу уже всех бессолнечных, затянутых тучами страстей, которым неведом иной свет, кроме молнии.

***

Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим ангелом Божьим!

***

Это благородно - стыдиться лучшего в себе, так как только сам и обладаешь им.

***

Люблю ли я музыку? Я не знаю: слишком часто я ее и ненавижу. Но музыка любит меня, и стоит лишь кому-то покинуть меня, как она мигом рвется ко мне и хочет быть любимой.

***

Я ненавижу людей, не умеющих прощать.

***

Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть.

***

Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.

***

Испытывал ли я когда-нибудь угрызения совести? Память моя хранит на этот счет молчание.

***

 


рейтинг: 
  • Нравится
  • 0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
» Блез Паскаль   ( Цитаты известных людей ) Все люди стремятся к счастью - из этого правила нет исключений: способы у всех разные, но цель одна…Счастье - побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься. *** Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые
» Ключевский   ( Цитаты известных людей ) Науку часто смешивают с знанием. Это глубокое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием. *** Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умными. *** Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить
» Стендаль   ( Цитаты известных людей ) Участь глубокой старости зависит от того, на что потрачена молодость. *** Стыдливость - один из источников любви к нарядам; одевшись именно так, а не иначе, женщина обещает себя в большей или меньшей степени. Вот почему наряды неуместны в старости. *** Всякая любовь, которую случается наблюдать на
» Цицерон   ( Цитаты известных людей ) ЧЕЛОВЕК - свой злейший враг. *** Природа не дала нам познания предела вещей. *** Все прекрасное редко. *** Бумага все стерпит. *** Право же, какую можно высказать еще нелепость, которая бы уже не была высказана кем-нибудь из философов! *** Поэтами рождаются, ораторами становятся. *** Ведь такого
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Основные разделы
Облако тегов
Опрос
Оцените сайт ZESTWORD.RU
Мы Вконтакте