Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего?
***
Начинаешь с того, что отучиваешься любить других, и кончаешь тем, что не находишь больше в себе ничего достойного любви.
***
Возраст самомнения. Между 26 и 30 годом - прекрасная пора жизни, когда человек зол на судьбу за то, что он есть столь многое и кажется столь малым.
***
Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.
***
Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.
***
В Германии гораздо больше чтут желание, нежели умение: это самый подходящий край для несовершенных и претенциозных людей.
***
Не давайте себя обманывать! Самые деятельные народы несут в себе наибольшую усталость, их беспокойство есть слабость, - в них нет достаточного содержания, чтобы ждать и лениться.
***
Хоть бы Европа в скором времени породила великого государственного мужа, а тот, кто нынче, в мелочную эпоху плебейской близорукости, чествуется как великий реалист, пусть пользуется мелким авторитетом.
***
Этим конституционным монархам вручили добродетель: с тех пор они не могут больше поступать несправедливо, - но для этого у них и отняли власть.
***
Иной лишь после смерти делается великим - через эхо.
***
Теперь это только эхо, через что события приобретают величие: эхо газет.
***
Дюринг, верхогляд, повсюду ищет коррупцию, - я же ощущаю другую опасность эпохи: великую посредственность - никогда еще не было такого количества честности и благонравия.
***
Эпоха величайших свершений окажется вопреки всему эпохой ничтожнейших воздействий, если люди будут резиновыми и чересчур эластичными.
***
Не то, что он делает и замышляет против меня днем, беспокоит меня, а то, что я по ночам всплываю в его снах, - приводит меня в ужас.
***
Познавая нечто в человеке, мы в то же время разжигаем в нем это, а кто познает лишь низменные свойства человека, тот обладает и стимулирующей их силой и дает им разрядиться. Аффекты ближних твоих, обращенные против тебя, суть критика твоего познания, сообразно уровню его высоты и низости.
***
Из своего озлобления к какому-то человеку стряпаешь себе моральное негодование - и любуешься собою после: а из пресыщения ненавистью - прощение - и снова любуешься собою.
***
Незаурядный человек познает в несчастьи, сколь ничтожно все достоинство и порядочность осуждающих его людей. Они лопаются, когда оскорбляют их тщеславие, - нестерпимая, ограниченная скотина предстает взору.
***
Бюргерские и рыцарские добродетели не понимают друг друга и чернят друг друга.
***
Кто честно относится к людям, тот все еще скупится своей вежливостью.
***
Кто беден любовью, тот скупиться даже своей вежливостью.
***
Что какой-то человек приходятся нам по душе, это мы охотно засчитываем в пользу его и нашей собственной моральности.
***
Фамильярность превосходящего нас человека озлобляет, так как мы не можем расплатиться с ним тою же монетой. Напротив, следует посоветовать ему быть вежливым, т. е. постоянно делать вид, что он уважает нечто.
***
Собака оплачивает хорошее расположение к себе покорностью. Кошка наслаждается при этом собою и испытывает сладострастное чувство силы: она ничего не дает обратно.
***
Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.
***
Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.
***
Со всем своим знанием других людей не выходишь из самого себя, а все больше входишь в себя.
***
Кто не оплодотворяет нас, делается нам явно безразличным. Но тот, кого оплодотворяем мы, отнюдь не становится тем самым для нас любимым.
***
В каждом сношении людей речь идет только о беременности.
***
Ты говоришь: Мне нравится это - и мыслишь, что тем самым хвалишь меня. Но мне не нравишься ты!
***
Хваля, хвалишь всегда самого себя; порицая, порицаешь всегда другого.
***
Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус - не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?
***
Так называемые любезники умеют давать нам сдачу и с мелочи любви.
***
Не путайте: актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди - от недолюбленности.
***
Актерам некогда дожидаться справедливости: и часто я рассматриваю нетерпеливых людей с этой точки зрения - не актеры ли они.
***
Актеры, не сознающие своего актерства, производят впечатление настоящих алмазов и даже превосходят их - блеском.
***
Противоположностью актера является не честный человек, но исподтишка пролгавшийся человек (именно из них выходят большинство актеров).
***
К этому человеку прилган не его внешний вид, но его внутренний мир: он ничуть не хочет казаться мнимым и плоским - каковым он все-таки является.
***
Поверхностные люди должны всегда лгать, так как они лишены содержания.
***
Ядовитейшие стрелы посылаются вслед за тем, кто отделывается от своего друга, не оскорбляя его даже.
***
После разлада. Пусть говорят мне что угодно, чтобы причинить мне боль; слишком мало знают меня, чтобы быть в курсе, что больше всего причиняет мне боль.
***
Он поступил со мной несправедливо - это скверно. Но что он хочет теперь выспросить у меня прощения за свою несправедливость, это уже по части вылезания-из-кожи-вон!
***
У нас есть что сказать друг другу: и как хорошо нам спорить - ты влеком страстями, я полон оснований.
***
Берегись его: он говорит лишь для того, чтобы затем получить право слушать, - ты же, собственно, слушаешь лишь оттого, что неуместно всегда говорить, и это значит: ты слушаешь плохо, а он только и умеет что слушать.
***
Не будем говорить об этом! - Друг, об этом мы не вправе даже молчать.
***
Я хочу знать, если ли ты творческий или переделывающий человек, в каком-либо отношении: как творческий, ты принадлежишь к свободным, как переделывающий, ты - их раб и оружие.
***
Я воспринимаю как вредных всех людей, которые не могут больше быть противниками того, что они любят: они портят тем самым лучшие вещи и лучших людей.
***
Есть персоны, которые хотели бы вынудить каждого к полному приятию или отрицанию их собственной персоны, - к таковым принадлежал Руссо: их мучительный бред величия проистекает из их недоверия к самим себе.
***
Человек придает поступку ценность, но как удалось бы поступку придать человеку ценность!
***
Стендаль цитирует как закулисную сентенцию: Telle trouve a se vendre, qui n'eut pas trouve a se donner. Никто не хочет ее задаром: оттого вынуждена она продаваться! - сказал бы я.
***
Там, где дело идет о большом благополучии, следует накоплять свою репутацию.
***
Чтобы взваливать неприятные последствия собственной глупости на саму свою глупость, а не на свой характер, -- для этого требуется больше характера, чем есть у большинства людей.
***
Изворотливые люди, как правило, суть обыкновенные и несложные люди.
***
Вид наивного человека доставляет мне наслаждение, если только по природе он зол и наделен умом.
***
Для переваривания, в целях здоровья, потребна некоторого рода лень. Даже для переваривания переживания.
***
Он называет это верностью своей партии, но это лишь его комфорт, позволяющий ему не вставать больше с этой постели.
***
Этой паре присущ, по сути дела, одинаковый дурной вкус: но один из них тщится убедить себя и нас в том, что вкус этот - верх изысканности. Другой же стыдится своего вкуса и хочет убедить себя и нас в том, что ему присущ иной и более изысканный - наш вкус. К одному из этих типов относятся все филистеры образования.
***
Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.
***
Лучше лежать в постели и чувствовать себя больным, чем быть вынужденным делать что-то - по этому негласному правилу живут все самоистязатели.
***
Можно так сродниться с кем-нибудь, что видишь его во сне делающим и претерпевающим все то, что он делает и претерпевает наяву, - настолько сам ты мог бы сделать и претерпеть это.
***
Человек никогда не имеет, ибо человек никогда не есть. Человек всегда приобретает или теряет.
***
Есть черствость, которой хотелось бы, чтобы ее понимали как силу.
***
Иной находит свое сердце не раньше, чем он теряет свою голову.
***
Одиночество придает нам большую черствость по отношению к самим себе и большую ностальгию по людям: в обоих случаях оно улучшает характер.
***
Для очень одинокого и шум оказывается утешением.
***
Всякое сильное ожидание переживает свое исполнение, если последнее наступает раньше, чем - его ожидали.
***
Наше внезапно возникающее отвращение к самим себе может в равной степени быть результатом как утонченного вкуса, - так и испорченного вкуса.
***
Наши недостатки суть лучшие наши учителя: но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным.
***
Если что-то не удается, нужно вдвое оплачивать помощь своему помощнику.
***
Я оправдываю, ибо и я поступил бы так же - историческое образование. Мне страшно! Это значит: я терплю самого себя - раз так!
***
Мы начинаем подражателями и кончаем тем, что подражаем себе, - это есть последнее детство.
***
Только несгибаемый вправе молчать о самом себе.
***
Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а не по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!
***
Помимо нашей способности к суждениям мы обладаем еще и нашим мнением о нашей способности судить.
***
Потребность души не следует путать с потребностью в душе: последняя свойственна отдельным холодным натурам.
***
После опьянения победой всегда проявляется чувство большой утраты: наш враг, наш враг мертв! Даже потерю друга оплакиваем мы не столь глубоко - и оттого громче!
***
Испытываешь ужас при мысли о том, что внезапно испытываешь ужас.
***
Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления - и никак иначе.
***
Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер.
***
Даже в своем голоде по человеку ищешь, прежде всего, удобоваримой пищи, хотя она и была малокалорийной: подобно картофелю.
***
Есть дающие натуры и есть воздающие.
***
В старании не познать самих себя обыкновенные люди выказывают больше тонкости и хитрости, чем утонченнейшие мыслители в их противоположном старании - познать себя.
***
Лабиринтный человек никогда не ищет истины, но всегда лишь Ариадну, - что бы ни говорил нам об этом он сам.
***
У язвительного человека чувство пробивается наружу редко, но всегда очень громко.
***
Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.
***
Кто сильно страдает, тому завидует дьявол и выдворяет - на небо.
***
Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку - на брак.
***
Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, - стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.
***
Брак - это наиболее изогланная форма половой жизни, и как раз поэтому на его стороне чистая совесть.
***
Возвышенная и честная форма половой жизни, форма страсти, обладает нынче нечистой совестью. А пошлейшая и бесчестнейшая - чистой совестью.
***
Достаточно скверно! Время брака наступает гораздо раньше, чем время любви: понимая под последним свидетельство зрелости - у мужчины и женщины.
***
Женщин лишает детскости то, что они постоянно возятся с детьми, как их воспитатели.
***
У многих женщин, как у медиумических натур, интеллект проявляется лишь внезапно и толчками, притом с неожиданной силой: дух веет тогда над ними, а не из них, как кажется. Отсюда их трехглазая смышленость в путаных вещах, - отсюда же их вера в наитие.
***
Наш век охоч до того, чтобы приписывать умнейшим мужам вкус к незрелым, скудоумным и покорным простушкам, вкус Фауста к Гретхен: это свидетельствует против вкуса самого столетия и его умнейших мужей.
***
Если женщина нападает на мужчину, то оттого лишь, чтобы защититься от женщины. Если мужчина заключает с женщиной дружбу, то ей кажется, что он делает это оттого, что не в состоянии добиться большего.
***
Потребности сердца. Животные во время течки не с такой легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают люди и особенно бабенки.
***
Для всех женщин, которым обычай и стыд воспрещает удовлетворение полового влечения, религия, как духовное расцепление эротической потребности, оказывается чем-то незаменимым.
***
Женщины гораздо более чувствительны, чем мужчины, - именно потому, что они далеко не с такой силой осознают чувственность как таковую, как это присуще мужчинам.
***
Женщина не хочет признаваться себе, насколько она любит в своем возвышенном мужчину (именно мужчину); оттого обожествляет она человека в нем - перед собой и другими.
***
Стремление стать функцией - женский идеал любви. Мужской идеал - ассимиляция и возобладание либо сострадание (культ страдающего Бога).
***
Величайшее в великих - это материнское. Отец - всегда только случайность.
***
Самец жесток к тому, что он любит, - не из злобы, а из того, что он слишком бурно ощущает себя в любви и начисто лишен какого-либо чувства к чувству другого.
***
Ревность - остроумнейшая страсть и тем не менее все еще величайшая глупость.
***
Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им ни казалось, что они служат Ему.
***
Всегда возвращать обратно: не принимать никаких даров, кроме как в вознаграждение и в знак того, что мы по ним узнаем действительно любящих и возмещаем это нашей любовью.
***
Действительно справедливые люди недароприимны (unbeschenkbar): они возвращают все обратно. Оттого у любящих они вызывают отвращение.
***
Удивительно, на какую только глупость ни способна чувственность, прельщенная любовью: она вдруг начисто лишается хорошего вкуса и называет безобразное прекрасным, достаточно лишь любви убедить ее в этом.
***
Требование взаимности не есть требование любви, но тщеславия и чувственности.
***
Я сержусь: ибо ты неправ - так думает любящий.
***